вторник, 10 ноября 2015 г.

Затраты на обеды (3 истории из жизни представительских затрат) (продолжение)

Многообразие точек зрения хорошо в повседневной жизни. А вот в бухгалтерском и налог учёте часто предпочтительно иметь мнение по любому вопросу недвусмысленное - да либо нет, возможно либо запрещено, допустимо либо недопустимо.

История вторая. Пить либо не пить – вот в чём вопрос!

- Поздравляю с благополучным окончанием переговоров! Это нужно подчеркнуть.

- Выпьем за благополучное продвижение нашего партнерства!

Не правда ли, весьма знакомые слова? Неоднократно и не два, а также не 3 приходилось их слышать – в реальности либо с телеэкрана. И никто наряду с этим не задавался вопросом – а совместимо ли приём алкоголя с деловыми переговорами? Разве возможно на пьяного голову подписывать важные документы? Вопросы трудные и двусмысленные. И всякий человек отвечает на них по-своему. какое количество людей – столько и точек зрения.

Отметим, что затраты, связанные с осуществлением переговоров, относятся к категории представительских затрат, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль. Исходя из этого вопрос о том, пить либо не пить в процессе налаживания контактов с бизнес-партнёром, из абстрактно-философского переходит в группу экономического. И от верного ответа на него очень многое зависит…

В одно большое учреждение пришла инспекция федеральной налоговой службы. Пришла с очень конкретной целью – доначислить как возможно больше налогов и административных штрафов. И вовсе не по причине того, что у сотрудников налоговой администрации имелись какие-то обстоятельства о нарушениях – просто данное учреждение было чуть ли не самым большим плательщиком налогов в городе. А городу денежных средств, поступающих в виде налогов, ясное дело, не хватало. Значит, нужно взять сверх того, что платят. Отыскать и распознать что-то неучтённое. Привязаться хотя к чему-то.

Но то ли квалификации проверяющим не хватало, то ли учреждение вело учёт так, как предписывали множественные инструкции, то ли бухгалтерия правильно «прятала концы в воду», но отыскать источник доначисления налогов никак не удавалось. Сотрудники налоговой администрации полезли в авансовые отчётности, рассчитывая, что вот там-то, в документах, аргументирующих трату наличных денежных средств, они непременно что-то отыщут. И вот на глаза им попались акты по представительским расходам. Где, очевидно, находились спиртное – водка, виновность, коньяк а также чистый спирт! И проверяющие, без капли колебаний, переписали цена упомянутых выше напитков в свой акт ревизии – дескать, на их цена учреждение безосновательно занизило облагаемую базу по налогу на прибыль.

Если вы думаете, что проверяемая компания нормально проглотила похожую «пилюлю», то глубоко ошибаетесь. Хотя цена выпитого была и небольшой, но руководитель фабрики решил бороться с сотрудниками налоговой администрации из принципа. Диалог смотрелся приблизительно так (эмоциональные, матерные и идиоматические выражения мы опускаем, оставляя лишь суть):

Руководитель. На каком основании вы сняли с затрат эту сумму?

Сотрудники налоговой администрации. В Письме Министерства финансов от 06.10.1992 № 94 «Нормы и нормативы на представительские затраты, затраты на рекламу и на приготовление и переподготовку кадров по договору с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих затрат на себестоимость продукции (работ, услуг), и режим их употребления» не произнесено, что представительским расходам относится спиртное.

Руководитель. Давайте откроем это Письмо. Вот, пункт 1 – «Представительские затраты, связанные с рыночной активностью, - это затраты предприятия по приёму и обслуживанию представителей иных учреждений, компаний и учреждений (включая зарубежных), приехавших для переговоров в целях установления и поддержания взаимовыгодного партнерства, и участников, приехавших на совещания совета (правления) учреждения и ревизионной комиссии. К представительским расходам относятся затраты, связанные с осуществлением официального приема (завтрака, обеда либо другого подобного мероприятия) представителей (участников)». Где тут написано про запрет потребления водки?

Сотрудники налоговой администрации. Тут написано – «завтрака, обеда либо другого подобного мероприятия»…

Руководитель. Стоп. В каком документе произнесено, что за обедом запрещено водку пить?

Сотрудники налоговой администрации (после небольшой паузы). А но вы пили на месте работы! За это увольнять необходимо. Соответственно пункту 7 статьи 33 КЗоТ.

Руководитель. Минутку! А с чего вы взяли, что мы пили на месте работы? Где это написано? В акте? Там ничего такого нет. Мы проводили переговоры у меня дома.

Сотрудники налоговой администрации. Это воспрещено!

Руководитель. Да ну? Не посоветуйте ли мне пункт закона либо инструкции, где приведено такое запрещение?

(Сотрудники налоговой администрации ничего не говорят, затаив злобу)

В общем, фокус не удался. Не удалось инспекторам снять с учреждения ни копейки. Выкрутился руководитель.

… Но это лишь этот руководитель выкрутился. А какое количество было иных по Российской Федерации, которые, запуганные инспекторами, давали распоряжения бухгалтерам вычитать из суммы представительских затрат цена спиртного? И не счесть. Наряду с этим необычный юмор ситуации пребывает в том, что налоговикам не на что было апеллировать. Не было ни одного нормативно правового документа на этот счёт! Уже и «Положение о составе расходов по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о режиме формирования денежных итогов, принимаемых в расчет при налогообложении прибыли» успели аннулировать (вместе с Письмом Министерства финансов № 94), приняв вместо него 25 главу НК РФ (о представительских расходах ней было отмечено в подпункте 22 пункта 1 статьи 264), а никакого официального циркуляра о запрете употребления спиртного на протяжении переговоров всё никак не являлось.

Только через 3 с маленьким года после начала применения второй части НК РФ появился хотя какой-то официальный документ на этот счёт (Письмо УМНС Российской Федерации по МО от 10.03.2004 № 04-27/03000), где чётко было произнесено – цена спиртного к представительским расходам не относится! Но прошло всего 3 месяца, и Министр финаннсов в Письме от 19.11.2004 № 03-03-01-04/2/30 отметил, что затраты на спиртосодержащую продукцию при осуществлении представительских затрат допустимы, но производятся в размерах, установленных обычаями делового оборота при осуществлении деловых переговоров (сделок). Сами понимаете, обычай делового оборота нормативно правовыми документами не регулируется. А по поводу того, кто сколько может «выпить » и не окосеть, это уж лишь сам человек знает.

А ещё через пару лет Министр финаннсов совсем капитулировал, выпустив Письмо от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136, согласившись на то, что раз в подпункте 22 пункта 1 статьи 264 НК РФ ничего не произнесено о запрете употребления спиртного на переговорах и нормативе его потребления на душу переговорщика, а норматив присутствует лишь в виде суммового ограничительного предела представительских затрат (4% от ФОТ), то, значит, в вопросе «пить либо не пить» для целей исчисления налога на прибыль поставлена точка. И в предстоящих своих Письмах по данному вопросу Министр финаннсов придерживался подобной точки зрения.

Материалы по тематике

Расходы на обеды (три истории из жизни представительских расходов)

Затраты на обеды (3 истории из жизни представительских затрат)

Но, точка, поставленная наибольшим руководством в данном вопросе, не отбила травлю у инспекторов ФНС на местах бороться за трезвый образ жизни плательщиков налога на прибыль. В противном случае чем растолковать множественные иски сотрудников налоговой администрац


Изучите кроме того хорошую информацию на тему круглосуточный онлайн юрист. Это вероятно будет небезынтересно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий